Обогащение среды необходимая часть для животных, которые проживают в зоопарке. Другими словами – это процесс улучшения среды обитания животного для его удовлетворительного психологического состояния, а также приближения животного к естественным условиям обитания.
Мы уже рассказывали и показывали, как проходит обогащение приматов в предыдущей статье под название «Коробочки с сюрпризом». Хочется также рассказать, какие элементы мы использовали для обогащения высших приматов (шимпанзе) и поделиться результатами этого необычного эксперимента.
Среди большого разнообразия обогащающих элементов было выбрано именно рисование, так одна шимпанзе уже умеет рисовать. На ее умение рисовать повлиял тот факт, что она жила у людей в семье.
Рисование у шимпанзе показало хорошие результаты. Особенностью этого эксперимента стало то, что обучать, как таковым действиям не пришлось. Жившие вместе обезьяны самообучались друг у друга. Наша Нюра, уже достаточно в осознанном возрасте попала в семью и благодаря этому знает, что такое листок бумаги и карандаши, когда получала знакомые предметы сразу принималась за работу. Изначально она выбирала цвет карандаша. Каждый раз она выбирала разные цвета. Затем плевала на него или прикладывала к языку, чтобы смочить слюной и принималась за рисование (это она делала каждый раз, когда приносили карандаши).
Даша, выросшая в зоопарке со своими родителями, едва необычно, но предсказуемо отреагировала на карандаши и листы. Листки бумаги были разорваны и разбросаны по всему вольеру, а вот карандаши она не сломала, как предполагалось, а начала доставать грифель и есть его (к слову, это не опасно для животного, у Даши было всего два карандаша, которые не могли ей навредить). После разорванных листов и надломанных карандашей, Даше было очень интересно, что же делает Нюра. Попытки забрать и съесть не свои карандаши наблюдались первые два раза эксперимента, на третий день Нюра их начала прятать и не отдавала, та же история и с бумагой.
Спустя несколько экспериментов Даша наблюдала, что рисует Нюра и смотрела за процессом. Было принято решение так же сидеть и наглядно показывать, и проговаривать, что это листок бумаги и карандаши, с их помощью можно рисовать.
Первые результаты появились на 4 день (занятия проходили ежедневно в 9 утра) Даша не порвала листки бумаги и не сразу съела грифель. Она попыталась сделать несколько штрихов карандашом, но правда взяла его не той стороной. После неудачных попыток, грифель был съеден, а листки разорваны. Оставалось ждать и спустя почти две недели, Даша начала рисовать сама: держала правильно карандаш, рисовала не только на бумаге, но и в вольере на стенах. Был достигнут результат, что она возвращалась к листку не один раз, чтобы рисовать. Время экспериментов увеличивались с каждым днем. Максимальное время, которое она уделила рисованию – это было 7 минут. Что является хорошим результатом у шимпанзе. Но все же ей становилось скучно, тогда Даша шла с большим интересом смотреть, как рисует Нюра.